Среда, 01.05.2024, 15:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Психология...

Психология ребенка

Главная » Доска объявлений » 1

Не дам! или Как научить малышей делиться
07.01.2014, 21:58


Почему мы, мамы, часто стремимся научить своих детей делиться? Мотивы могут такими:
  • ребенок заведет друзей или хотя бы приятелей, если будет разрешать играть своими игрушками;
  • ребенок научится без посторонней помощи выходить из конфликтов, проявляя щедрость или предлагая поменяться игрушками;
  • у ребенка повысится самооценка как от ощущения собственной значимости («у меня игрушки, которые всем нравятся»), так и от осознания своей щедрости («та тетя меня похвалила»);
  • ребенок научится по-доброму относиться к людям, возможно, даже научится что-то отдавать, не ожидая выгоды взамен.

Перейдем к рекомендациям о том, как научить малышей делиться. Эти рекомендации дают различные ученые-социологи, которые проводили исследования детской (или человеческой в целом) психологии поведения.

1. Предоставьте ребенку право выбора


Согласно результатам исследования, проведенного психологами Н. Черняк и Т. Кушнир из Корнельского университета в США, дети охотнее делятся тогда, когда их к этому не принуждают. 

2. Не награждайте ребенка за проявленную щедрость


Согласно исследованиям Р. Фейбса, дети, которых наградили чем-то материальным (например, конфетой), в дальнейшем совсем перестают делиться, так как расценивают щедрость как нечто очень неприятное, раз родители вынуждены за это награждать. Впрочем, к обычной словесной похвале это не относится: исследователи Гарнер и Хастингс подтвердили, что дети, мамы которых часто и охотно их хвалят, лучше адаптируются в коллективе сверстников, более коммуникабельны и щедры.

3. Давайте ребенку шанс поделиться


Н. Черняк и Т. Кушнир утверждают, что если ребенок один раз поделится игрушкой, то в дальнейшем ему будет с каждым разом легче проявлять щедрость. Профессора Йельского университета в США П. Саловей и Д. Пизарро советуют моделировать такие ситуации, в которых ребенок сможет проявить эмпатию, сопереживать. Например, полезно во время чтения книг обсуждать с ребенком сюжеты, когда кто-то несчастлив или обижен, предлагать ребенку охарактеризовать чувства и эмоции обделенного выдуманного героя.

4. Не «сюсюкайте»


Общайтесь с ребенком, как со взрослым, имеющим собственное мнение и право голоса — не только в контексте детской площадки, но и дома, в обычных жизненных ситуациях. Психологи Э. Майнс и Ч. Фернихоу советуют родителям общаться «с позиции разума» - с раннего возраста рассматривать поступки ребенка как осмысленные, порожденные эмоциями, чувствами и логикой, насколько бы ни был ребенок мал. В этом случае вскоре малыш сам начнет учиться понимать причины своих поступков, осознавать свои чувства и эмоции, а в дальнейшем — понимать чувства других людей и сопереживать им. 

5. Сопереживайте ребенку


Профессор психологии Канзаского университета в США М. Барнетт исследовал способность дошкольников к сопереживанию, эмпатии и сделал выводы о том, что ребенок, к психологическим нуждам которого родители внимательны, лучше понимает своих сверстников и охотнее делает им добро и проявляет щедрость. Такой ребенок — пусть даже очень маленький — способен осознать не только тот факт, что у него хотят забрать игрушку, но и причину такого желания.

6. Подчеркивайте сходство ребенка со сверстниками


Исследователь Каролин Занн-Вакслер из Национального института психического здоровья США выяснила, что дети охотнее сопереживают сверстникам, с которыми знакомы или с которыми имеют нечто общее. Деликатно обращайте внимание ребенка на то, что «коллега» по детской площадке «тоже любит машинки, как ты». Или напоминайте, что «в прошлый раз Миша тоже пришел с машинкой, и вы вместе играли».

7. Напоминайте о схожем опыте


Ученые Д. Рид и Дж. Левенштайн исследовали влияние предыдущего человеческого опыта на способность предвидеть будущие эмоции и ощущения. На основании результатов этих исследований можно рекомендовать в ситуациях, когда сам ребенок хочет взять или отнять чужую игрушку, напомнить ему о том, как в прошлый раз у него самого просили что-либо ценное. Обращайте внимание малыша на то, как ему хочется получить чужую вещь, и как ему обидно слышать отказ. 

8. Играйте в ролевые игры


Психолог Медицинской ассоциации США П. Варки исследовал способность людей научиться сопереживанию и обнаружил, что люди лучше понимают проблемы и эмоции других, если временно «сыграют их роли», поставят себя на их место в игровом, временном контексте. Пусть ваш малыш, играя дома, убеждает плюшевого мишку поделиться с зайчиком своей машинкой или лопаткой: ребенку втройне будет полезно поставить себя на место просящего, дающего и наблюдателя-советчика. 

9. Будьте примером для ребенка


Психолог Нэнси Эйзенберг утверждает, что дети повторяют модели поведения своих родителей, особенно в ситуациях, связанных с сопереживанием и поведением в коллективе.

10. Чаще обнимайте ребенка


Объятия полезны во многих случаях: ученые давно доказали их пользу для здоровья и «анти-стрессовый» эффект. Однако психолог Г. Домес пошел дальше и выяснил, что высокий уровень окситоцина в крови (результат частых и регулярных объятий) делает людей добрее к окружающим. Ребенок, которого чаще целуют и обнимают, охотнее поделится своей игрушкой, не ожидая награды взамен.
Добавил: admin |
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Цитаты
Пожалуй, только там ей и место.
Уильям Фолкнер
Видео
Статусы...
Форма входа

Наш опрос
Какой раздел вы больше читаете?
Всего ответов: 3
Реклама
Реклама
Музыка для души...
Чат
200