Примеры из жизни«Купи» у моего сына практически не прекращается. Не могу сказать, что балую его. Довольно часто настаиваю на своем «нельзя» или «не могу, потому что нет денег, а все не купишь». Когда говорю с ним, понимает (или делает вид, что понимает). А, как только за порог - соблазн просыпается вновь. Я начинаю переживать: а не вырастет ли потребитель, у которого «дай» и «купи» станет образом жизни? И еще меня волнует вопрос карманных денег. В нашей семье это было не принято. Расценивалось, как куркульство. Но сын гуляет с ребятами во дворе, которые обязательно заглянут в киоск, что-то купят, поделятся с ним. Приходится давать деньги на карманные расходы. Родители мои смотрят косо на подобное. И я уже сама не могу оценить объективно насколько правильно я поступаю. Решение проблемыОбыграть в сказке Ребенок падает в магазине в истерике «Купи! Купи!». Мама тащит его от зрителей и нравоучает, призывает к стыду, к совести. Это один вариант. Другой – мама заранее рассказывает малышу сказку: «Жил-был мальчик. Звали его Петя (любое имя). Однажды он заразился очень страшной болезнью. Как зайдет в магазин, так и падает на пол, ногами сучит, кричит. Жуть! Все люди обходили его стороной. Как думаешь чем можно ему помочь? (вопрос ребенку) Как вылечить?» Как правило, дети придумывают сами «лекарство»: дать в руки волшебный камешек, дать рулить тележкой в магазине самостоятельно, положить в рот леденец и т.д. и т.п. Каждый малыш давно уже волшебник! Родителям остается только сделать то, что решил малыш при очередном походе в магазин. И все! Истерика в магазине – что делать Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо. - Профилактика. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать - рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.
- Если всё-таки расшумелся. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.
- Выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. «Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат».
- Заявляем о своих ожиданиях. «Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д.»
- Если не успокаивается, предоставляем выбор. «Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем».
- Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.
- Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так:
Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой. Родитель. Ты сам можешь сказать, почему. Ребёнок. Потому что я бегал по магазину? Родитель. Ты правильно догадался. Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду. Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это. Свобода выбора - Мам, ты нам с Наташей купишь куклу? С телефоном? - Вряд ли. - Она дорогая, да? - Да не очень. Но мы же только что ролики купили. - А завтра куклу, да? - Понимаешь, какое дело. Вот представь, что на кухне лежит одна котлета. Ее можешь съесть ты, Наташа, Эльза (собака наша). До нее могут добраться хомяки… - Хи.. - Но если ты от нее откусишь хотя бы кусочек, Наташа уже не сможет съесть целую котлету, да? - Да. Дальше? - Вот и с деньгами. Есть некоторое количество денег. На них можно что-то купить, но не одновременно. Мы купили ролики. Можно, конечно, их продать и купить. Сколько кукла стоила? - 200 рублей ( это Наташа) - Ага. Таак, за ролики отдали 1500… - Можно купить 7 с половиной Барби! (опять старшая) - Ну как, Майя, продаем ролики? И будет у тебя целых 7 кукол… и все с телефонами… ( к вопросу об уже обсуждавшейся свободе выбора. Я ведь действительно продала бы ролики и купила кукол - двигаются мои девчонки и так достаточно много, не критично и «пешком» побегать) - Не, ролики оставляем! Семейный бюджет Вообще-то мы с ним довольно бедные, и после необходимых расходов у нас оставалось денег всего лишь на одну крупную игрушку или две-три мелких… И часто я ему «советовала» что лучше купить, причем советовала дома, потому что непосредственно в магазине у него глаза разбегались и покупали мы совершенно не то что хотели… Ну и ладно.. Да и вообще распоряжаться деньгами собственно и не приходиться, приходиться ждать очередной зарплаты, чтобы купить давно желаемую вещь… А с какого возраста я говорила ему: вот с этой получки у тебя столько то денег - причем приводила все расчеты - сколько на квартиру, сколько на одежду, сколько на еду - да с того, как цифры начал понимать - лет с трех, а то и раньше.. Ты очень хочешь или немножко? Мой вариант реакции на "купи"- со старшими отлично сработал, ввожу уже с младшим. Ну, капризы у нас не работают, естественно! Когда мне - спокойно! - говорили, что, мол, хочу какую-то игрушку, я присаживаясь на корточки, чтобы оказаться на уровне глаз - спрашивала «Ты очень-очень-очень хочешь или так, хочешь, но немножко?» При этом у нас с ними была установлена заранее - до соблазнов магазина, что у них есть право сказать мне, что да, «очень-очень хочу!» И вот на это «очень-очень» я очень старалась их просьбу выполнить! И была крайне удивлена - по итогам их детства - что они этим правом пользовались крайне редко. Хотя - честно - не знаю, как бы я реагировала на их частое «очень-очень». В результате у старшей вылилось - она подростком учила младшую сестру - «Когда ты чего-то хочешь, ты просто намекни (проинформируй), а дальше молчи изо всех сил - тогда тебе наверняка купят! А если клянчить, то вряд ли».
|