Давайте вспомним наше детство… Что происходит? Конечно, мамины теплые руки и… любимый плюшевый мишка (велосипед, зайчик – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере взрослым, нужно очень серьезно. В возрасте от 1-го до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать. К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят из тарелки? Поэтому необходимо расширить набор игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью,так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включить и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно – матрешки не будут неразлучными сестрами. Так же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка настольно-печатные игры. Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д. Введение этих предметов целесообразно с 2-3х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введение воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!) Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая игрушка стоит денег и не каждая семья может их себе позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему малышу какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками! При покупке ребенку новой игрушки, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть: - безопасной (качество материала);
- эстетичной по виду;
- соответствующей возрасту;
- многофункциональной.
В заключение хочу напомнить, что никакая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой! Детский психолог, Светлана Пешкова.
|